Пятница, 26.04.2024, 06:13 | Главная | Регистрация | Вход |
Достопримечательности Ульяновской области |
Меню сайтаРайоны областиБарышский район Базарносызганский район Вешкаймский район Инзенский район Карсунский район Кузоватовский район Майнский район Мелекесский район Николаевский район Новомалыклинский район Новоспасский район Павловский район Радищевский район Сенгилеевский район Старомайнский район Старокулаткинский район Сурский район Теренгульский район Ульяновск Цильнинский район Чердаклинский райо́н ФорумФорумГостевая книгаГостевая книгаФотоальбомыФотоальбомыНовостиНовостиДрузьяСтатистика |
Богоявленский храм (с. Прислониха)
В середине 17-го века на земле «из диких полей» возле речки Каменный Брод, названной позднее Малым Уренем, появились первые избы поселенцев из числа служилых и ратных людей. Так было положено начало старинному селу Прислониха, носившему в первые годы своей жизни название Богоявленское. Наши предки были людьми мастеровыми, рубили амбары, мельницы, мосты, ставили избы. Тогда же была возведена и первая деревянная церковь «во имя Богоявления Господня». Позднее, в 1722 году, помещик А.С. Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878 года. Построенная «иждивением онаго села обывателями», она пошла под снос «за ветхостью и по тесноте помещения». Судя по сохранившимся архивным документам, с 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед нашего прославленного земляка, академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий - Аркадия Александровича Пластова. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой - местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Именно они принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего по счету храма. Аркадий Пластов, уже будучи известным художником, оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом». Строительный устав тех лет гласил: «Церкви в селениях следует строить на приличных местах, наблюдая, чтобы всякие вообще постройки находились в расстоянии от церкви деревянной не ближе 30 сажен (русская мера длины, равная трем аршинам, или 2,13 метра - В.Н.), от каменной - не ближе 20 сажен, что, впрочем, не относится до церковных караулок и усыпальниц». Местоположение старой церкви вполне удовлетворяло требованием устава, и потому новую церковь решили ставить на прежнем месте. С той лишь разницей, что новый деревянный храм был более просторным и стоял на каменном фундаменте. Это было чудо. Церковь поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. Состояла она из трех частей - алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю - в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда и звон его разносился на несколько верст окрест. Вокруг церкви устроили деревянную ограду с каменными столбами, большими коваными воротами и четырьмя калитками. В храме устроили два престола: главный, холодный - в честь Богоявления Господня, и в теплом приделе - в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон. Долгие годы Богоявленский храм грел души и сердца прихожан. Самые старые жители Прислонихи до сих пор вспоминают про Пасхальные и прочие церковные торжества. Аркадий Пластов, куда бы судьба и работа его не заносили, всегда старался встретить церковные праздники на своей малой родине. Говорят, что он был отменный звонарь, такой, что от его колокольной музыки душа к небесам воспаряла. А еще привозил из города бенгальские огни, опоясывал ими купола, а во время крестного хода зажигал. Зрелище - неописуемое: храм будто отрывался от земли и начинал парить в воздухе подобно большому белому облаку... А весной 1936 года церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад. В 1957 году решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны - усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище. В эту мемориальную зону, охраняемую теперь государством, помимо прочих объектов, была включена и церковь со сторожкой (в которой, кстати, первоначально планировалось разместить выставочный зал). Но Богу угодно было все устроить по-Своему. Через почти 60 лет после того, как закрыли Богоявленскую церковь, в ней состоялось первое за столь долгие годы забвения богослужение. Воссоздать первоначальный облик церкви Богоявления ульяновским проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова на церковные темы - таким, например, как «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе», где изображался сельский храм. Много сил положили прихожане и настоятель Богоявленской церкви - протоиерей Владимир Дмитриев, чтобы придать ей пусть и небольшую, но частицу былого благолепия. В свободное от службы время, часто по вечерам и даже ночами, отец настоятель вместе со своими добровольными помощниками развешивал по стенам храма пожертвованные сельчанами иконы, оформлял царские врата, устанавливал иконостас... К тому времени уже было известно, что прихожанами с тех пор, как был закрыт храм, спасены и сохранены несколько кусков холста, около десятка икон, большое деревянное распятие, висевшие над иконостасом, и крест с купола церкви. Как великое чудо воспринимается тот факт, что на одном из фрагментов холста, уцелевшего до наших дней, изображено Богоявление - то самое новозаветное событие, в честь которого и назван храм: Иоанн Креститель погружает Иисуса Христа в воды реки Иордан, и отверзаются Небеса... Конечно же, до прежнего великолепия храму далеко, имею в виду его внутреннее убранство. Но главное все-таки в другом: Богоявленская церковь вновь открыта для всех, кто желает исцеления своей души, она служит, как и прежде, Богу и людям. На Рождество Христово и в престольный праздник соберется здесь много верующих, как из самой Прислонихи, так и из окрестных сел. В едином порыве встанут на молитву все, в чьих душах навсегда поселились Вера, Надежда, Любовь. Мир вам, добрые люди!
---ИСТОЧНИК--- |