Суббота, 27.04.2024, 07:02Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

    Новости
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Мечети Симбирской губернии 19-20 веков
    В конце 50 х — начале 60 х гг. XIX в. в Симбирской губернии было всего 135 соборных мечетей. Две из них находились в Симбирске и Буинске. Мало что известно о мечетях губернии более раннего времени. Архивные документы свидетельствуют о мечетях, появившихся ещё в XVIII — начале XIX в. в деревнях Большой Сайман (100 лет назад в 1804 г.), Елховоозёрное (1807 г.), Шихирданы (две мечети около 100 лет назад в 1804 г.), Чембилеи (113 лет назад в 1785 г.), Большие Тарханы (1705 г.), Старое Шаймурзино и Старые Какерли (100 лет назад в 1798 г.). В д. Малая Цильна по одним сведениям, первая соборная мечеть была построена 100 лет назад, то есть в 1798 г., а по другим — 194 года назад в 1704 г.
    Первая городская мечеть в Симбирской губернии появилась в Буинске в 1805 г. К 1913 г. количество мусульманских приходов и соборных мечетей выросло до 258. К этому времени в Буинске было уже две мечети и два мусульманских прихода, а в Сызрани была построена первая соборная мечеть.
    Советский период стал временем выживания ислама в условиях жесткой, антирелигиозной, атеистической политики государства, особенно в 20–40-е гг. XX века. Радикальный курс партии большевиков, направленный на искоренение религиозных традиций в советском обществе, выразился в закрытии и уничтожении культовых зданий и духовенства, ликвидации системы религиозного образования. Религия была отодвинута на периферию общественного сознания и в ряде случаев приобрела бытовой, обрядовый характер, но, тем не менее, несмотря на это, оставалась важным фактором повседневной жизни советского населения.
    До 1944 г. в Ульяновской области мечети функционировали в шести селениях — Уразовка, Старое Тимошкино, Абдреево, Елховый Куст, Уразгильдино и Татарский Калмаюр. С 1 апреля 1946 по 30 декабря 1946 гг. в области вновь были открыты и перерегистрированы 12 мечетей в селениях Аллагулово, Енганаево, Уразовка, Старый Сантимир, Елховый Куст, Тюгальбуга, Уразгильдино, Татарское Урайкино, Старое Тимошкино и две мечети в г. Ульяновске. Затем, с 5 марта по 24 сентября 1947 г. были открыты еще четыре мечети в Поповке, Новых Зимницах, Новых Тимерсянах и Татарском Калмаюре. Всего в период с 1 апреля 1946 по 24 сентября 1947 гг. в Ульяновской области было зарегистрировано 16 мусульманских общин.
    В это время в Ульяновской области по официальным данным в 1945–1947 гг. насчитывалось 154 мечетей, построенных еще до революционных событий 1917 года. Из них 109 мечетей — это 70 % от общей численности — были закрыты еще в 30-х гг. по решениям Куйбышевского областного исполнительного комитета, Средневолжского краевого исполнительного комитета, местных сельсоветов и на основании общих собраний верующих. Всего в области насчитывалось 133 недействующих мечетей. В Ульяновской области также как и в Среднем Поволжье, тотальное закрытие мечетей и свертывание религиозной жизни населения пришлось на всеобщую и принудительную коллективизацию деревни, когда наряду с крестьянами раскулачивались мусульманские служители культы и проводились политические репрессии.
    Все культовые здания в СССР принадлежали государству и соответственно мечети находились в полном распоряжении местных органов власти. Чаще всего их использовали под различные хозяйственные и культурные нужды. Например, под ссыпной пункт или склад для зерна в Ульяновской области было отведено 33 мечети (25 % от общего числа), под сельские клубы молодежи — 28 мечетей (21 %), под школы — 21 мечеть (16 %), под МТС, детские сады, акушерские пункты, хлебопекарни, магазины — 12 мечетей (13 %). Из 154 мечетей, существовавших в Ульяновской области 30 мечетей (22 wacko пустовали и только 4 (3 wacko были сломаны властями.
    В конце 40-х гг. использование мечетей на социальные нужды населения продолжилось. В течение 1949 г. по решению Ишеевского, Старо-Кулаткинского, Чердаклинского и Барышского районных исполнительных комитетов 8 мечетей предполагалось использовать для постройки нового клуба в селении Старый Мостяк, школ в Новой Беденьге, Новых Зимницах, Старом Уренбаше и общежития для трактористов в р.п. Старое Тимошкино. В 1950-1954 гг. районный и областной исполнительные комитеты приняли решение еще о 9 мечетях — 7 из них в селах Филлиповка, Аллагулово, Верхний Сантимир, Абдреево, Лабитово в связи с аварийным состоянием предполагалось разобрать и 2 мечети в селах Елховый Куст и Татарское Урайкино переоборудовать под сельский клуб.
    Из 16 общин, вновь зарегистрированных в 40-х гг. XX в., к середине 60-х гг. осталось всего 5 открытых мечетей — в Ульяновске, Уразовке, Абдреево, Старом Тимошкино, Татарском Урайкино. Эти общины смогли просуществовать до распада СССР. В основном они располагались в районах и населенных пунктах, где татары-мусульмане составляли этническое и конфессиональное меньшинство по сравнению с православными русскими. Например, в Старо-Кулаткинском районе области, населенного исключительного татарами, не было ни одной действующей мечети.
    В сравнение с дореволюционным временем, когда в Симбирской губернии насчитывалось чуть более 250 мечетей, численность общин в Ульяновской области в советское время сократилась в несколько десятков раз. За период 60-х — начала 80-х гг. в области не было открыто ни одной мечети. Только одна община была зарегистрирована в 1983 г. в г. Димитровграде.
    Закрытие мечетей приходилось на периоды усиления атеистической и антирелигиозной деятельности советского государства. В целом, по стране в 1949–1965 гг. их общая численность снизилась с 415 мечетей до 305 культовых зданий.
    Некоторые перемены в конфессиональной политике государства приходятся на вторую половину 80-х гг. 20 века. В течение 1987-1990 гг. в Ульяновской области были открыты 15 новых мечетей – 2 в г. Ульяновске на Верхней Террасе и Вырыпаевке и 13 мечетей в сельских районах области – Сабакаево (Мелекесский район), Елховый Куст, (Ново-Малыклинский), Новые Тимерсяны (Цильнинский), Муратовка, Евлеи, Татарский Шмалак (Павловский), Енганаево, Татарский Калмаюр, Абдуллаево (Чердаклинский), Большой Чирклей (Николаевский), Старая Кулатка, Старый Атлаш, Новые Зимницы (Старо-Кулаткинский).
    В 90-е гг. начался процесс возрождения ислама и его институтов в России, в том числе и в Ульяновской области. Главным образом это проявилось в строительстве новых мечетей и общим ростом их численности. В 1997 г. стало уже 50 мечетей, а в 1998 г. — 90. В 2006 г. в Ульяновской области насчитывалось около 160 мечетей. По их количеству область занимает третье место в России после Татарстана и Башкирии.
    Категория: Мои статьи | Добавил: diman83 (22.07.2009)
    Просмотров: 1464 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 1
    1 любопытный  
    0
    Ничего себе! На 12% татар-160 мечетий а на 82% руских значит должно 1000 с прицепом? А сколько на самом деле?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]