Понедельник, 11.12.2017, 14:22Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

    Новости
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Дорога к Храму
    И РАЗОЛЬЕТСЯ НАД СИМБИРСКОМ БЛАГОВЕСТ
    Проезжая перекресток улиц 12 Сентября и Минаева, жители Ульяновска изо дня в день наблюдают за тем, как споро продвигается строительство нового храма. В прошлом году ульяновцы присутствовали при освящении колоколов и поднятии их на колокольню, и каждый задавал один и тот же вопрос: когда же они зазвонят?
    Точные сроки назвать никто не берется. Многое зависит от самих горожан, уверен отец Алексий, настоятель церкви Во имя Всех Святых, человек, который и начал эту трудную стройку. Не случайно в паспорте объекта записано: «Дата окончания строительства — в зависимости от усердия православных прихожан». Для того чтобы возвести храм, нужны совместные, «соборные» усилия, говорит священнослужитель. Конечно, есть благотворители. И те, кто вносит малую лепту (так, одна прихожанка на протяжении нескольких лет ежемесячно отдает на храм по 50 рублей), и те, кто жертвует большие суммы. Но все же этого недостаточно. И действительно, если представить, что каждый житель области, считающий себя православным, пожертвовал бы одну тысячу рублей, храм давно был бы построен...
    Архитекторы — Ляйля (она автор) и Александр Варюхины (соавтор проекта) — неоднократно, в разных интервью местным СМИ замечали, что собор проектировался по мотивам древнего Спасо-Вознесенского собора, стоявшего когда-то в Симбирске, и точной его копией не является.
    — Да, это так, — подчеркивает Александр Варюхин.
    — Не воссоздание, не возрождение, не восстановление прежнего облика, не стилизация. Стилизация вообще убивает подлинность, хотя в проекте присутствуют и прямые цитаты архитектуры прежнего собора. Для этой работы краевед Алексей Сытин и мой друг собрал все изображения того, прежнего, Спасо-Вознесенского собора до его перестройки в псевдорусском стиле.
    Работа над проектом началась весной 1993 года. Александр Иванович рассказывает, что, обсудив с отцом Алексием Скала идею строительства храма, они пришли к выводу: что первоначальный облик Симбирского Спасо-Вознесенского собора станет прототипом для строительства нового. Проектирование велось в 1993 — 1994 годах. Состоялось два градосовета, и, в конце концов, решение утвердили. В день праздника Вознесения Господня — 9 июня 1994 года — состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень. Работы шли все это время медленно, но верно. На все воля Божья. Начатое в 1996 году строительство было прекращено через два года в связи с дефолтом, поскольку собранных к тому времени средств уже ни на что не хватало. В конце 2005 года во время встречи со Святейшим Патриархом Алексием II губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выразил желание возобновить строительство главного храма Симбирской и Мелекесской епархии. Глава РПЦ одобрил это желание и передал свое первосвятительское благословение симбирянам на возведение Спасо-Вознесенского кафедрального собора. И стройка и с Божьей помощью, и с людской возобновилась.
    КОРРЕКТИВЫ
    За полтора десятка лет, пока идет эта стройка, многое изменилось в нашей жизни. Изменились и строительные нормы. Появился «Свод правил по проектированию православных храмов». Это потребовало коренной переделки проекта инженерных разделов. В чем-то изменилась и архитектура. Одна из экспедиций частного исследовательского проекта привела Варюхиных в село Кият (некогда село Киять Буинского уезда Симбирской губернии), имение одного из наших губернаторов — Теренина. И они увидели там церковь в том же стиле — «нарышкинского» барокко, в котором был построен Спасо-Вознесенский собор. После этой поездки в архитектуре храма появились элементы, «подсказанные» именно киятским храмом.
    Так что архитектура Спасо-Вознесенского кафедрального собора — скорее собирательный образ симбирских храмов эпохи «нарышкинского» барокко. Варюхины считают, что цитировать хорошую архитектуру не зазорно.
    Собор будет бело-голубым. Высота колокольни — более 50 метров. Уже практически готов иконостас. В целом в храмовый комплекс входят административно-хозяйственный корпус, здание котельной и трансформаторной. А в перспективе(если будут для этого средства) корпус с трапезной, здание для воскресной школы, водосвятная часовня. Весь комплекс, включая и Всехсвятскую церковь, обносится общей оградой. Перед въездом планируется обустроить место для парковки машин.
    Деятельность архитекторов на этом поприще высоко оценена: Александр Варюхин удостоен медали святого благоверного князя Даниила Московского, его жена Ляйля награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги. Будущий собор — предмет ежедневных трудов и забот отца Алексия. Ибо дело архитектора — спроектировать и проследить, чтобы строители не отступали от проекта. А на настоятеля ложится весь остальной груз, и главное — изыскание средств на строительство.
    НАЧАЛО
    Первая Вознесенская приходская церковь (деревянная, одноэтажная) была выстроена, вероятно, через несколько лет после основания Симбирска среди жилой застройки Московской слободы. Стояла она посреди кладбища у пересечения Казанско-Саратовской дороги (позднее — улица Большая Саратовская, ныне Гончарова) и улицы, называвшейся Большая Свияж-ская (позднее — Московская, ныне улица Ленина). За свою долгую историю храм пережил несколько перестроек и реконструкций. В 1694 году на том же месте прихожане построили другой храм — тоже деревянный, но уже с двумя престолами — в честь Вознесения Господня и Рождества Богородицы. А в 1731 году деревянную церковь заменили каменным двухэтажным трехпрестольным храмом с главным престолом опять же в честь Вознесения Господня. Но работы велись столь поспешно, что в сводах церкви появились опасные трещины, и ее пришлось временно закрыть. Работы по реставрации завершились только спустя 40 лет.
    «ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ»
    Первоначально церковь была центрической (с колоколами в особом восьмерике, поставленном на главный купол) и являлась типичным образцом позднего московского («нарышкинского») барокко, которое называют «лебединой песней» самобытной древнерусской архитектуры.
    В начале XIX века начались новые ремонты и перестройки. Укреплялись своды, строились колокольня, боковые приделы и трапезная.
    Указом Святейшего Синода от 26 июля 1844 года Вознесенская церковь была возведена в ранг собора. После этого по проекту 1847 года храм был значительно расширен за счет новых пристроев с западной стороны.
    В грандиозный пожар 1864 года Вознесенский собор пострадал менее других симбирских храмов и вскоре был полностью восстановлен. Однако два десятилетия спустя в сводах и стенах опять стали появляться трещины.
    НОВЫЕ ВЕЯНИЯ
    Тогда-то и родился первый проект полной замены старой восточной части собора совершенно новым сооружением, представлявшим собой несуразное нагромождение украшенных колоннадами объемов — нечто среднее между нереализованным творением архитектора Вит-берга (храм на Воробьевых горах в Москве) и вокзалом эпохи сталинского неоклассицизма. Странный проект не был реализован, но проблемы остались, а поэтому в 1899 году симбирским архитектором Николаем Розетти был разработан новый проект перестройки собора.
    На месте разобранной юсточной части храма в 1900-1904 годах возвели грандиозное красно-кирпичное сооружение в так называемом «русском стиле». В таком новом облике освященный в 1906 году Спасо-Вознесенский собор запомнился старожилам города. Он оставался действующим до 20-х годов прошлого века, пока его не закрыли и не попытались по моде той эпохи перестроить в фабрику-кухню. Из этой затеи ничего не получилось, и в 1930-х годах окончательно изувеченный храм был полностью разобран. На его месте в послевоенные годы был устроен скверик, в котором в 1965 году установили памятник Ивану Александровичу Гончарову.

    Елена КУВШИННИКОВА, Светлана ЯМИНА, Владимир ЛАМЗИН

    http://ulpressa.ru/

    Категория: Мои статьи | Добавил: diman83 (06.01.2010)
    Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]