Пятница, 17.05.2024, 07:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

    Новости
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Лики и лица города
    Самый настоящий путеводитель по старому Симбирску — альбом акварелей с видами города — издал в 30-е годы ХХ века Дмитрий Архангель-ский. Заслуженный художник России Борис Склярук тоже мечтает издать свой альбом гравюр, посвященных Ульяновску конца XX — начала XXI вв.
    Сейчас часть графических и живописных работ Бориса Николаевича выставлена в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Музейщики решили показать Ульяновск в рамках проекта «Лики и лица города» таким, каким его видит художник. Борис Николаевич с удовольствием откликнулся на их просьбу. На выставке оказываешься окруженным знаковыми местами города: вот здание краеведческого и художественного музеев, Дом Гончарова, Дом Языковых, парк Дружбы народов, Карамзинский сквер, Симбирская мужская гимназия, Дворец книги…

    В прошлом Борис Николаевич, по его же собственным словам, пережил сильнейшее увлечение ксилографией, работал с самшитом. Но в последние годы он почти не занимается графикой: очень уж это тонкая работа, для которой нужно острое зрение. И, кроме того, «сейчас заказчика на графические работы у нас нет», сожалеет художник.

    — Если взяться за иллюстрации книги, по-хорошему надо три года, — рассуждает Склярук. — А сегодня издательства постоянно торопятся: быстрее запустить в работу, отпечатать, продать, получить прибыль. В свое время Фаворский делал буковицы к книге сонетов Шекспира, но ко времени издания началась революция, и издательство разорилось. А буковицы остались в истории мирового искусства! Иллюстрируя классику, трагедию, лучше выбрать ксилографию. Не зря Фавор-ский делал «Маленькие трагедии» Пушкина на дереве: он отдавал себе отчет о сопоставимости и совместимости двух искусств — литературного и изобразительного. Когда работаешь в жанре литографии, рисунок на камне получается более мягким, завуалированным, как, например, в работах Кибрика «Тарас Бульба» и «Кола де Брюньон»…

    Безусловно, выставка вызовет большой интерес у краеведов, уверены в музее. Ведь художник запечатлел в своих работах многие важные события в жизни города. Друг Бориса Николаевича, известный историк, сотрудник заповедника «Родина В.И. Ленина» Иван Сивопляс соглашается с журналистом «НГ»:

    — Борис Николаевич с натуры писал строительство Мемориала и моста через Волгу — это самые настоящие исторические документы! Это во-первых. Во-вторых, то, от чего мы часто отмахиваемся, но именно это многого стоит: в его работах есть особое отношение к городу, впечатление от него. Даже фантазии художника о том, как могло быть. Например, он изобразил, как Пушкин подъезжает к Дому Языковых…

    — Когда я работал над гравюрой с изображением Мемориала, — вспоминает сам Борис Склярук, — этот «ящик», скучный по архитектуре, надо было украсить. И я фантазию увел в небо, на облака. Первый секретарь обкома партии Сверкалов мне тогда сказал: «Борис Николаевич, что-то ты тут мозгов накрутил!». А я ему ответил: «Ваш Ленин еще больше накрутил!».

    На выставке есть и отзвуки прошлого. Уже снесены дома на улице Корюкина и Пролетарской, с которых Борис Николаевич делал наброски изящной водосточной трубы и резных наличников. А на нескольких гравюрах можно увидеть и ту часть Ульяновска, которой еще предстояло стать историей: виды на проспекты Ульяновский, Ленинского комсомола «образца» 70-х годов прошлого века.

    Борис Николаевич мог бы выступить гидом на собственной выставке и рассказать немало историй о городе. Например, о том, что в Сан-Франциско есть диаспора выпускников Симбирского кадетского корпуса. Именно у них хранится флаг корпуса. Бывшие кадеты хотели бы вернуться туда, где учились, но не вернутся на эту землю, пока она называется Ульяновском...

    Анна ШКОЛЬНАЯ. Владимир ЛАМЗИН

    Категория: Мои статьи | Добавил: diman83 (30.06.2009)
    Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]